Материалы конференции «Перспективы развития системы
саморегулирования в области Пожарной Безопасности в Российской
Федерации» 14 декабря 2010 года
ПРОГРАММА ВСЕРОССИЙСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ
БИЗНЕС-СООБЩЕСТВА И МЧС РОССИИ
«Перспективы развития системы саморегулирования в области
пожарной безопасности в Российской Федерации»
Москва, 14 декабря 2010 года
Конференц-зал ФГУ ВНИИ ГОЧС МЧС России (Давыдковская ул.,7)
Организаторы и участники конференции
Совет Федерации Российской Федерации
Государственная Дума Федерального собрания Российской Федерации
Торгово-промышленная палата Российской Федерации
Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и
ликвидации последствий стихийных бедствий
Министерство экономического развития Российской Федерации
Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «ОПОРА
России»
Союз участников потребительского рынка (СУПР)
Ассоциация предприятий выполняющих работы в области пожарной безопасности «Защита»
Ассоциации «Национальный союз организаций в области обеспечения пожарной безопасности»
Субъекты предпринимательской и профессиональной деятельности в области пожарной
безопасности
Открытие конференции - Главный государственный инспектор Российской Федерации по пожарному надзору
Кириллов Генадий Николаевич
Приветственное слово Главного государственного инспектора Российской
Федерации по пожарному надзору Г.Н. Кириллова
на конференции «Перспективы развития системы саморегулирования в области пожарной безопасности»
Уважаемые дамы и господа! Уважаемые коллеги!
Разрешите
приветствовать вас на сегодняшней конференции, которая посвящена
крайне важному вопросу - созданию саморегулируемых организаций, в сферу
деятельности которых входит выполнение работ и услуг в области
пожарной безопасности.
Идея
о переводе вопросов регулирования работ и услуг в области пожарной
безопасности на механизм саморегулирования была высказана Министром
Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным
ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий С.К. Шойгу в
начале 2008 г.
Это
предложение получило поддержку общественных организаций, которые
выступили инициаторами обращения в Государственную Думу Российской
Федерации по этому вопросу.
Такое обращение было подготовлено в ходе конференции «От лицензирования в
области пожарной безопасности - к саморегулированию», состоявшейся 2 года назад.
Сегодня
саморегулирование в нашей стране только зарождается. По сути,
государство переуступает свои права в области контроля общественным
организациям, то есть передает во многом свои функции саморегулируемым организациям, при этом на них налагается серьезная ответственность, прежде всего материальная.
Создание таких организаций обусловлено двумя основными факторами:
Первый фактор. Необходимость
повышения качества оказываемых на этом рынке работ и услуг в целях
обеспечения надлежащей противопожарной защиты граждан России и объектов
экономики.
Второй фактор. Возможность передать на рынок часть государственных разрешительных функций, тем самым снизить уровень администрирования бизнеса.
Прежде всего, я имею ввиду процедуру лицензирования противопожарных услуг.
В
Российской Федерации зарегистрировано более 43 тысяч организаций,
получивших лицензии в этой сфере деятельности. Это около 130 тысяч
рабочих мест. В основном это предприятия малого и среднего бизнеса. Ими,
по оценке экспертов, выполняются работы на сумму, превышающую 90 млрд.
рублей в год.
Рассматриваемые
на конференции вопросы, безусловно, являются продолжением работы МЧС
России, направленной на снятие избыточных административных барьеров на
пути развития предпринимательской активности. Вместе с тем, мы впервые
рассматриваем тематику саморегулирования в очень тонкой сфере - в сфере
обеспечения безопасности жизнедеятельности. Ошибки здесь должны быть
исключены в принципе, огонь их не прощает - их цена человеческая жизнь.
Практика
саморегулирования в развитых странах не нова. Там она давно является
естественной и неотъемлемой частью нормирования и стандартизации
профессиональной (предпринимательской) деятельности и продукции.
В
данном случае государство как никогда своевременно и профессионально
инициирует как законотворческую деятельность, так и внедрение
положительного иностранного опыта в решении аналогичных проблем,
призванных, в том числе обеспечить стабильный экономический рост страны
за счет снижения административных нагрузок на малый и средний бизнес,
образования нового сегмента рынка безопасности.
Со
стороны бизнеса необходимо понимание важности разработки простых,
одновременно жестких и очень конкретных требований на виды работ и услуг
в области пожарной безопасности.
А Министерство со своей
стороны открыто для работы с бизнес-сообществом в этом направлении, и
готово поддержать конструктивные предложения по формированию
законодательной и нормативной правовой базы.
В
этих целях Министерством созданы и работают Комиссия по предупреждению
и пресечению коррупции и снятию излишних административных барьеров и
Комиссия по ликвидации излишних административных ограничений,
затрагивающих интересы малого и среднего предпринимательства, а также
заключены соглашения о сотрудничестве с общественными организациями
«ОПОРА РОССИИ» и Российским союзом промышленников и предпринимателей.
На
сегодняшний день законодательная база в этой области в основном
сформирована. А на конференции необходимо обсудить то, что следует
сделать, чтобы саморегулируемые организации заработали эффективно.
Хочу отметить, что рядом предприимчивых бизнесменов, в том числе никогда не работающих в области пожарной безопасности в целях захвата позиций на рынке в данном направлении уже заблаговременно
и слишком поспешно созданы некоммерческие партнерства, в которые
предлагается вступить и обещаются широкие перспективы. Однако на
сегодняшний день закон еще не принят, в том числе не определен орган
контроля за деятельностью этих организаций.
Я хочу предостеречь. Не делайте поспешных и необдуманных шагов по вступлению в различные партнерства, которые рекламируют себя как лучшие и единственно успешные, так как это приведет только к излишним финансовым тратам.
Я
уверен, что выработанные решения на сегодняшней конференции будут
своевременно реализованы и обеспечат успешное экономическое и социальное
развитие общества.
![](http://www.nsopb.ru/fck_editor_files/image/IMG_5896.JPG)
Приветствие участников конференции - Член Совета Федерации Российской Федерации -
заместитель председателя комитета по безопасности Совета Федерации
Серебренников Евгений Александрович
Приветствие участников конференции - Депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации -
председатель Комитета Государственной Думы по собственности Плескачевский Виктор Семенович
Приветствие участников конференции - Вице-президент Общероссийской общественной организации «ОПОРА России»
Корочкин Владислав Леонтьевич
![](http://www.nsopb.ru/fck_editor_files/image/IMG_5921.JPG)
Выступление
Директора Департамента надзорной деятельности МЧС России Дешевых Юрия Ивановича
с докладом на тему «Основные положения проекта федерального закона о саморегулируемых организациях
в области пожарной безопасности»
Тезисы доклада
директора Департамента надзорной деятельности МЧС России Ю.И. Дешевых
на конференции «Перспективы развития системы саморегулирования в
области пожарной безопасности»
Уважаемые участники конференции!
Законодательством
Российской Федерации определено, что саморегулирование
предпринимательской деятельности это форма объединения участников рынка,
которые с целью сохранения деловой репутации и имиджа следуют разработанным самими правилам и стандартам.
МЧС
России принимает активное участие в работе над соответствующим
проектом федерального закона «О внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации по вопросам деятельности
саморегулируемых организаций в области пожарной безопасности».
Толчком
к началу работы над созданием саморегулируемых организаций в области
пожарной безопасности послужило обращение общественных организаций в
Государственную Думу Российской Федерации, выработанное в ходе подобной
конференции, проводимой с участием Министра Российской Федерации по
делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий С.К. Шойгу.
Работа МЧС России по созданию системы саморегулирования в области пожарной безопасности это не дань моде.
Министром поставлена задача всю пожарную отрасль перевести на этот относительно новый для нашей страны механизм.
Мы
предлагаем регулирование работ и услуг, которые непосредственно влияют
на исход борьбы с огнем, причем без всяких изъятий, осуществлять с
использованием рыночных инструментов.
Сегодня
законопроект находится на завершающем этапе разработки и утверждения.
На протяжении полутора лет ведется активная работа, в том числе по
согласованию законопроекта с заинтересованными федеральными органами
исполнительной власти, а также с субъектами Российской Федерации.
Вопросы
обеспечения пожарной безопасности охватывают все без исключения
отрасли экономики страны и существенная их часть решается, в том числе,
через лицензирование, сертификацию и независимую оценку пожарных
рисков.
В
настоящее время более 43 тысяч юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей осуществляют свою деятельность по предоставленным МЧС
России лицензиям, более 700 экспертных организаций аккредитованы Министерством на право проведения независимой оценки пожарных
рисков, а также 57 органов по сертификации и 77 испытательных
лабораторий, аккредитованных МЧС России, осуществляют подтверждение
соответствия продукции.
Действующее
законодательство не позволяет в полной мере и эффективно осуществлять
контроль со стороны государства за деятельностью этих организаций.
В
связи с чем, замена части государственных функций на механизм
саморегулирования предполагает осуществление более строгого, регулярного
и одновременно прозрачного по процедуре контроля за деятельностью
предприятий являющихся членами СРО.
Реализация
законопроекта позволит отказаться от лицензирования деятельности по
производству работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств
обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, а также различных
видов аккредитаций, сертификации и получения соответствующих
одобрений.
По
нашему мнению это повысит ответственность бизнеса в этой сфере и
послужит повышению качества выполняемых работ в области пожарной
безопасности.
Законопроектом предусмотрено, что полномочия по регистрации саморегулируемых организаций
в области пожарной безопасности, ведению реестра и осуществлению
контроля за их деятельностью возлагаются на МЧС России, как федеральный
орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики в области пожарной безопасности.
В
целях соблюдения общественных интересов саморегулируемых организаций,
обеспечения взаимодействия саморегулируемых организаций с органами
власти всех уровней, с потребителями продукции услуг и работ в области
обеспечения пожарной безопасности, координации деятельности и защиты
прав саморегулируемых организаций законопроектом предусмотрено создание
национального союза саморегулируемых организаций.
Законодателем определен довольно широкий спектр функций Национального Союза. Отмечу основные из них:
обжалование в судебном порядке действий государственных органов и их должностных лиц, нарушающих права и законные интересы любой саморегулируемой организации или группы таких организаций;
разработка федеральных по выполнению работ и оказанию услуг в области пожарной безопасности;
осуществление
экспертизы проектов федеральных законов и иных нормативных правовых
актов Российской Федерации в области пожарной безопасности;
Преимущество
саморегулирования заключается в повышении конкурентоспособности членов
саморегулируемой организации на рынке за счет новых инструментов
ответственности.
Создание саморегулируемых организаций позволит разработать стандарты и правила ведения этой предпринимательской деятельности, создать систему контроля за своими членами и гарантировать материальную ответственность за выполняемые ими работы и услуги.
Во
многом, приоритетным направлением деятельности СРО должно стать
расширение и дальнейшее развитие предпринимательской деятельности в
области обеспечения пожарной безопасности, оказание поддержки бизнесу в
достаточно непростой экономической обстановке.
По
нашему мнению с принятием законопроекта на российском рынке будет
зарегистрировано не менее 200 саморегулируемых организаций в области
пожарной безопасности.
Ожидаемым
результатом передачи части полномочий по допуску к выполнению работ и
услуг в области пожарной безопасности саморегулируемым организациям
будет внедрение более действенного контроля качества и безопасности в
указанном рыночном сегменте, повышение ответственности производителей
работ и услуг перед потребителями.
Выступление заместителя начальника отдела международного сотрудничества
по вопросам развития малого и среднего предпринимательства
Министерства экономического развития Российской Федерации Соболя Дмитрия Викторовича
на тему «Участие саморегулируемых организаций в развитии реального сектора экономики»
Председатель Центрального совета ВДПО Груздь Сергей Иванович выступил с докладом на тему
«Деятельность общественных организаций в области обеспечения пожарной безопасности»
Эксперт Комитета по Собственности Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации
Дубонос Павел Витальевич выступил с докладом на тему «Основные положения проекта федерального закона
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам деятельности
саморегулируемых организаций в области пожарной безопасности»
Президент Ассоциации предприятий выполняющих работы в области пожарной безопасности «Защита» -
координатор по созданию саморегулируемых организаций в области пожарной безопасности
Родин Владимир Степанович выступил с докладом на тему «Актуальные вопросы развития экономики
в области пожарной безопасности через систему саморегулирования. Проблемы и пути их решения»
Член совета директоров Общественной организации «Союз участников потребительского рынка» (СУПР)Блудян Марина Анатольевна выступила с докладом на тему «Саморегулирование в области пожарной безопасности-требования потребителей товаров и услуг в области пожарной безопасности в современных условиях»
Выступление Президента Ассоциации "Национальный союз организаций в области обеспечения пожарной безопасности" Дубинина Михаила Петровича с докладом на тему «Ассоциация - как общественное Объединение участников рынка услуг в области пожарной безопасности»
РЕШЕНИЕ КОНФЕРЕНЦИИ
«Перспективы развития системы саморегулирования в области пожарной безопасности в Российской Федерации»
Конференц-зал, г. Москва, ул. Давыдковская, д. 7
г.Москва 14 декабря 2010 года
Проблемы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации являются предметом пристального внимания общественности.
Замена регулятивных функций со стороны государства в области пожарной безопасности
на механизм саморегулирования осуществляется в рамках работы по снятию
избыточных административных барьеров на пути развития
предпринимательской активности.
Введение
саморегулирования в противопожарной отрасли позволит улучшить качество
работ и услуг в этой сфере, повысить ответственность бизнеса за их
выполнением, а также осуществлять более эффективный контроль за
деятельностью соответствующих юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей.
Решение:
1. Считать целесообразным и необходимым создание саморегулируемых
организаций в области пожарной безопасности по следующим видам деятельности:
монтаж, ремонт и обслуживание систем обеспечения пожарной безопасности, работы по огнезащите, материалов изделий, конструкций;
проведение научно-технического консультирования и экспертизы проектной документации,
а также экспертизы веществ, материалов, изделий, оборудования,
конструкций и объектов недвижимости (зданий и сооружений) на пожарную
безопасность, независимой оценки пожарного риска, расчетов по оценке
пожарного риска;
производство
пожарно-технической продукции, ремонт и обслуживание пожарного
снаряжения, восстановление качества огнетушащих средств.
2. Просить Государственную Думу Федерального Собрания Российской
Федерации ускорить принятие закона «О внесении изменений в отдельный
законодательные акты Российской Федерации по вопросам деятельности
саморегулируемых организаций в области пожарной безопасности» с целью
обеспечения его вступления в силу с 1 июля 2011 года.
3. Сформировать инициативную группу по подготовке съезда
саморегулируемых организаций в области пожарной безопасности для создания
национального органа саморегулируемых организаций в этой области, в составе:
Блудян М.А. - председатель, Родин B.C., Качикин А.В., Дешевых Ю.И., Груздь СИ.,
Дубинин М.П., Комаров С.Ю., Амельчугов СП., Денесюк С.С., Шабалков П.Б.,
Забелин СВ., Афанасьев Н.В, Гиряев Г.С
4. Провести учредительный съезд саморегулируемых организаций в области пожарной безопасности в феврале-марте 2011 года.
http://www.nsopb.ru/conferences/5.php
Проект ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА от 09.12.2010 г.