Дата публикации: 20/08/2012
Судя по всему, финансовая
империя посредников, существовавшая при государственной системе
строительного лицензирования и выкачивавшая из участников рынка до $800
миллионов в год, никуда не исчезла, а просто приняла вид «коммерческих»
СРО. Ни одна из таких организаций пока не понесла наказания.
Начнем со статистики. По данным
Государственного реестра СРО, в конце июня 2012 года в Российской
Федерации было зарегистрировано:
- СРО, основанных на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания – 33;
- СРО, основанных на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации – 171;
- СРО, основанных на членстве лиц,
осуществляющих строительство, реконструкцию и капитальный ремонт
объектов капитального строительства – 245.
Таким образом, всего в строительной отрасли насчитывалось 449 саморегулируемых организаций.
А теперь – к фактам. 27 июня 2012 года
комитет Госдумы по земельным отношениям и строительству провел
парламентские слушания на тему: «Перспективы и проблемы деятельности СРО
в строительной области. Основные направления совершенствования
законодательства». Главной причиной для того, чтобы собрать форум, стал
печальный факт: согласно мониторингу аварий и происшествий в
строительной отрасли, который ведет НОСТРОЙ, в 2012 году отмечен
значительный рост количества аварий, происшествий и случаев травматизма
по сравнению с показателями 2011 года.
Таблица 1: Сравнительный анализ аварийности и травматизма в строительстве (по состоянию на 4 июня 2012 г. к аналогичному периоду 2011 года):
Мес. |
Аварийность
|
Травматизм
|
Всего |
Происшествий |
Аварий |
Всего |
Погибло |
Травмировано |
2011 |
2012 |
% |
2011 |
2012 |
% |
2011 |
2012 |
% |
2011 |
2012 |
% |
2011 |
2012 |
% |
2011 |
2012 |
% |
Янв |
10
|
30
|
300
|
5
|
14
|
280
|
5
|
16
|
320
|
13
|
45
|
346
|
6
|
22
|
367
|
7
|
23
|
329
|
Фев |
9
|
12
|
133
|
3
|
4
|
133
|
6
|
8
|
133
|
6
|
12
|
200
|
3
|
5
|
167
|
3
|
7
|
233
|
Март |
22
|
18
|
82
|
10
|
7
|
70
|
12
|
11
|
92
|
27
|
30
|
111
|
15
|
7
|
47
|
12
|
23
|
192
|
Апрель |
8
|
34
|
425
|
4
|
18
|
450
|
4
|
16
|
400
|
8
|
39
|
488
|
5
|
21
|
420
|
3
|
18
|
600
|
Май |
10
|
28
|
280
|
6
|
14
|
233
|
4
|
14
|
350
|
11
|
34
|
309
|
6
|
18
|
300
|
5
|
16
|
320
|
Источник: НОСТРОЙ
Таблица 2: Сравнительный анализ аварийности и травматизма в строительстве (по годам наблюдений):
Период наблюдения |
Аварийность
|
Травматизм
|
Примечания |
Всего |
Происшествий |
Аварий |
Всего |
Погибло |
Травмировано |
2010 год
(5 мес) |
Всего |
96
|
40
|
56
|
127
|
56
|
71
|
|
Ежемесячно |
19,2
|
8
|
11,2
|
25
|
11
|
14
|
|
2011 год |
Всего |
187
|
103
|
84
|
264
|
135
|
129
|
|
Ежемесячно |
15,6
|
8,6
|
7
|
22
|
11
|
11
|
|
в % к 2010 г. |
81
|
107
|
63
|
87
|
100
|
76
|
На уровне прошлого года |
2012 год |
Всего |
122
|
57
|
65
|
160
|
73
|
87
|
|
Ежемесячно |
24,4
|
11,4
|
13
|
32
|
15
|
17
|
|
в % к 2011 г. |
157
|
133
|
186
|
145
|
130
|
162
|
Увеличение в 1,5 раза |
Источник: НОСТРОЙ
«Факты свидетельствуют: одна из
основных целей саморегулирования в строительстве, а именно обеспечение
качества и безопасности, не достигнута, – резюмировал председатель
комитета Госдумы по земельным отношениям и строительству Алексей
Русских. – Представляется, что не последнюю роль в этом сыграли
«коммерческие» СРО, с помощью которых можно без правовых оснований за
1-2 дня получить допуск к работам».
Участники слушаний признали, что в стране продолжают действовать СРО, которые:
- предоставляют возможность оплачивать
взнос в компенсационный фонд (КФ) в рассрочку, а средствами самого КФ
распоряжаются непрозрачно;
- выдают допуск к работам, которые оказывают влияние на безопасность
объектов капитального строительства, компаниям, не внесшим взнос в КФ в
полном объеме и не имеющим в своем штате необходимых специалистов;
- навязывают своим членам услуги по получению сертификатов ISO,
повышению квалификации и страхованию гражданской ответственности в
лоббируемых этими СРО организациях;
- не раскрывают информации о
деятельности СРО и ее членов – в том числе информации, к которой, по
федеральным законам, предусмотрен доступ неограниченного круга лиц.
По итогам слушаний их участники
отметили, что меры по пресечению деятельности таких СРО в настоящее
время должны стать приоритетными, а глава комитета по земельным
отношениям и строительству подписал перечень особых рекомендаций.
Что изменилось?
«Надо понять, что та финансовая
империя посредников, которая была при системе государственного
лицензирования и выкачивала до $800 млн в год, не могла исчезнуть в
одночасье, – рассуждает Руководитель аппарата Национального объединения
строителей (НОСТРОЙ) Михаил Викторов. – Многие
функционеры и юристы теперь участвуют в процессе на уровне
недобросовестных, «коммерческих» СРО».
В кругу тех, кто знаком с ситуацией,
принято считать, что именно Петербург лидирует если и не по абсолютному
количеству зарегистрированных здесь «коммерческих» СРО, то по степени их
«креативности» – наверняка. Михаил Викторов объясняет этот факт тем,
что именно в Северной столице сосредоточены одни из самых первых (по
времени создания), активных и «подкованных» СРО. Именно ими в свое время
был сделан важнейший вклад в формирование законодательного поля: 315-й и
148-й Федеральные законы пробивались усилиями этого сообщества, и
именно петербургские эксперты реализовали на практике многие положения,
которые потом стали модельными для системы строительных СРО в масштабах
всей страны.
«В Питере много юристов, подкованных и
грамотных людей, которые хорошо знают судебную и регистрационную
системы. И, кстати, принципы PR тоже – как бороться через СМИ (в том
числе с НОСТРОЕМ)», – констатирует он.
Видимо, из-за того, что в Петербурге
столкнулись интересы лидеров двух направлений саморегулирования –
законопослушного и «коммерческого», – именно в этом городе была создана
первая рабочая группа по проблеме «коммерциализации» этого,
теоретически, благого начинания.
Координатор НОСТРОЯ по Петербургу, вице-президент НП «Объединение строителей Санкт-Петербурга» Алексей Белоусов напомнил, что уже
год назад в городе была сформирована особая рабочая группа. Среди ее
задач – определить, что входит в понятие «коммерциализация
саморегулирования» и выработать эффективные меры борьбы с ними.
Впоследствии часть материалов, собранных в ходе мониторинга СРО, местное
отделение НОСТРОЯ направило в прокуратуру Санкт-Петербурга, для того
чтобы та провела проверки строительных СРО, подозреваемых в
недобросовестном ведении дел (в т.ч. «коммерциализации»).
«Все СРО – и строительные, и проектные, и
изыскательские – прошли прокурорскую проверку в несколько этапов;
некоторых, по-моему, проверяли даже по два раза, – рассказывает Алексей
Белоусов. – В результате мы получили официальный отрицательный ответ…
Надо сказать, что я предпринимал несколько попыток встретиться с
руководством прокуратуры города, для того чтобы объяснить специфику и
тонкости работы СРО, которые иногда бывает очень сложно понять
неспециалистам. Но, к сожалению, прокуратура пошла по более формальному
пути».
По словам Белоусова, проверка все же
выявила ряд нарушений. В частности, в прокурорском ответе были отмечены
два нарушителя – НП «ОпораСтрой» и НП «Объединение строителей ТЭК».
«ОпораСтрой» была уличена в
«информзакрытости»: «В ходе проверки установлено отсутствие информации
на официальном сайте партнерства о размере компенсационного фонда, а
также о реестре членов. В отношении руководства партнерства возбуждено
дело об административных правонарушениях».
В «Объединении строителей ТЭК»
прокуратура изыскала другие нарушения. В частности, такие: «Средства КФ
расходуются на цели, не связанные с возмещением ущерба третьей стороне
вслед недостатков строительных работ» («Это говорит о том, что
непонятно, где КФ находится и что с ним там происходит», – пояснил
эксперт). Кроме того, по итогам проверки «Объединения строителей ТЭК»
прокуратура отметила, что «допуски к строительным работам
компаниям-членам СРО выдаются в отсутствие полного пакета документов», и
проинформировала НОСТРОЙ о том, что «в отношении данного СРО ведется
работа по признанию свидетельств о допуске незаконными, а также по
ликвидации данного партнерства».
Казалось бы, прокуратура доказала свою профпригодность, а справедливость восторжествовала. Однако говорить об этом пока рано.
Пустая формальность
«Неожиданно в результатах этих
проверок, опубликованных на сайте прокуратуры, не были отмечены
серьезные нарушения этих двух СРО, зато отмечены мелкие недостатки,
выявленные в других НП, которые активно и очень эффективно работают на
строительном рынке Петербурга и России, – отмечает Алексей Белоусов. –
Так что проверки прошли, но, к сожалению, носили достаточно формальный
характер. Поэтому нам очень сложно сейчас адекватно оценить те меры,
которые впоследствии будут прокуратурой приняты».
С ним согласен президент НП «Балтийский
строительный комплекс» Владимир Чмырев: «У нас пока нет норм,
детализирующих процедуры по контролю за деятельностью СРО. Недавно были
прокурорские проверки, и в ходе них проверили только некоммерческие СРО.
А коммерческие почему-то не проверяют. Хорошо бы понять, что было
причинами этого».
«Мы не понимаем, почему те СРО, которые
обладают всеми признаками «коммерческих», даже не были упомянуты на
сайте прокуратуры как имеющие замечания в рамках своей деятельности. Это
вызывает массу вопросов, — продолжает Алексей Белоусов. – У нас есть
СРО, которые за последние полгода набрали по 4 тысячи новых членов, в их
работе присутствуют все признаки коммерциализации. Но прокуратура
говорит, что не видит никаких оснований сообщать о том, что там есть
проблемы. То же самое касается других СРО, которые делопроизводства не
ведут и документации не имеют – все отдано на аутсорсинг. Непонятно, как
у них ведутся реестры, непонятно, где деньги компенсационного фонда? Но
на сайте прокуратуры в адрес этих СРО нет ни одного замечания».
При этом, сетует Белоусов, достаточно
залезть в поисковик, чтобы с легкостью найти предложения продать за 50
тысяч рублей любые допуски к работам. Такие СРО даже объединяются в
неформальные сообщества, для того чтобы бороться с НОСТРОЕМ, который
мешает их деятельности.
Подобные результаты проверок отмечены не
только в Петербурге. Михаил Викторов привел такой пример: НОСТРОЙ
обратился в ГУВД г. Москвы по поводу одной из СРО, которая, по данным
Минрегиона и Координационного совета по развитию саморегулирования при
этом министерстве, была определена как недобросовестная. НОСТРОЙ просил о
проведении проверки и принятии мер вплоть до возбуждения уголовного
дела. Через некоторое время национальное объединение получило отказ
признать данные, указанные в его запросе. Отказ сопровождался сообщением
о том, что в отношении НОСТРОЯ тоже планировалось возбуждение
уголовного дела за «ложный донос», однако потом решено было его не
возбуждать.
«То есть, нас успокоили: «В отношении
вас мы тоже не возбуждаем дела». Цинизм! — негодует Викторов. – А еще мы
поняли, что МВД проверяет, в основном, тех, кто проверяется – то есть
может показать все требуемые документы».
Еще несколько фактов, свидетельствующих о
неготовности контролирующих органов разбираться с недобросовестными
СРО, имеют отношение к Ростехнадзору. На пресс-конференции журналисты
попросили Викторова прокомментировать несколько сообщений, появившихся в
последнее время в СМИ, где сообщалось о фактах взяточничества, которым
занимались чиновники Ростехнадзора.
Так, 10 мая информационный портал
«Всё о саморегулировании» сообщил: прокурор Ленинского района города
Ульяновска поддержал ходатайство следственных органов о заключении под
стражу организованной группы должностных лиц, контролирующих вопросы
промышленной безопасности, задержанных при получении взяток.
По версии следствия, в 2012 году
заместитель начальника Средне-Поволжского Управления Федеральной службы
по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор)
Александр Соловейчик и директор Экспертного центра промышленного
технадзора Ирина Казарина неоднократно незаконно требовали от
руководителей различных экспертных организаций, в том числе и
саморегулируемых организаций Ульяновской области (СРО) передачи денежных
средств «для быстрого решения проблемы».
3 мая 2012 года коррумпированные должностные лица были задержаны
в ходе спецоперации работниками органов внутренних дел после получения
очередных взносов возле кафе в Ульяновске.
Подследственным Соловейчику и Казариной предъявлено обвинение по
п.п.«а,б,в» ч.5 ст.290 (получение организованной группой взяток в
крупном размере, совершенное с вымогательством денежных средств) УК РФ,
предусматривающей наказание в виде лишения свободы на срок от семи до 12
лет.
А 20 июня в Москве было возбуждено уголовное дело в отношении
заместителя начальника отдела государссвенного строительного надзора РТН
Александра Гажу. Следственный комитет РФ сообщил, что тот
подозревается в совершении преступления, предусмотренного ч. 6 ст. 290
УК РФ (получение взятки). По версии следствия, с апреля 2012 по 16 июня
2012 года в Москве Гажу получил от директора одной из саморегулируемых
организаций денежные средства в размере 1 миллиона 100 тысяч рублей за
сокрытие выявленных в ходе проверки нарушений и дальнейшее общее
покровительство ее деятельности. |
|
«По таким фактам есть такой интересный
момент, – рассказывает Михаил Викторов. – На последнем съезде НОСТРОЯ
вице-премьер Козак дал поручения контролирующим органам проверить все
факты нарушений, выявленные нами. В начале апреля НОСТРОЙ в течение трех
дней передал их в аппарат вице-премьера, и они были разосланы по
принадлежности: в прокуратуру, МВД, Ростехнадзор. Срок проверки был 15
мая. По линии прокуратуры я не знаю никаких итогов проверки. МВД
ответило: «ложный донос, но мы не будем против вас за это возбуждать
дела», а по линии РТН еще более интересная деталь: отчет готовил тот
самый чиновник, который уже арестован. Соответственно, делайте вывод о
качестве этого доклада».
Вся надежда – на Госстрой
«Понимаете, сложно оценивать работу
органа исполнительной власти, тем более такого уровня, – дипломатично
говорит Михаил Викторов. – У нас с их руководством достаточно хорошие,
тесные отношения, но они прямо говорят: «У нас есть свои проблемы:
недостаток кадров, опасные объекты (атомные станции, шахты – это такой
огромный пласт ответственной работы)»… Так что тема саморегулирования
всегда проходила в Ростехнадзоре по остаточному принципу. Поэтому
возникла идея (кстати, Ростехнадзор согласовал ее достаточно оперативно)
о передаче ведения госреестра и контроля за СРО в строительное
ведомство – Минрегион. А на парламентских слушаниях 27 июня замминистра
регионального развития сказал, что в положении о создаваемом новом
строительном органе – Рострой (в середине июля был создан Госстрой, который возглавил Владимир Коган – прим. авт.) на
него возложены обязанности по ведению госреестра и контролю за СРО. Мы
надеемся, что это будет достаточно быстро утверждено, и, может быть, то,
к чему мы призываем – активность, принципиальность – будут реализованы
на практике, и мы в системе госрегулирования из остаточного принципа
перейдем в основополагающий».
Алексей Крылов
|