03.11.2011
Федеральные новости
Не допустить системный сбой
Саморегулирование продолжает развиваться. О проблемах
роста и актуальных вопросах взаимодействия в сфере саморегулирования
корреспонденту SROportal.ru рассказал директор Департамента нормативного обеспечения и развития саморегулирования НОСТРОй Леонид Бандорин.
- Работа Ростехнадзора в части ведения государственного реестра СРО последние два месяца активно обсуждается
участниками саморегулирования на всех уровнях. Насколько внесение
записей в графу 11 «Сфера деятельности саморегулируемой организации и
перечень видов работ, оказывающих влияние на безопасность объектов
капитального строительства» государственного реестра СРО повлияло на
практическую работу организаций?
- Речь идет о сведениях в государственном реестре,
который позволяет вести работы на особо опасных и технически сложных
объектах, например, аэропорта. Из 236 СРО включено 53 организации, то
есть меньше 25 %.
Необходимо отметить, что правоспособность
саморегулируемых организаций не зависит от внесения в госреестр.
Большинство СРО соответствуют требованиям Ростехнадзора, так как в их
внутренних документах содержится требование дополнительной аттестации
согласно требованиям Ростехнадзора.
- Почему возникла такая ситуация с ведением реестра?
- Вероятно, это чисто техническая сторона дела.
Ростехнадзор не справляется с этой задачей, в силу быть может
недостаточной укомплектованности кадрами.
- Есть ли случаи неправомерного отказа включения в реестр?
- Да, некоторые отказы являются неправомерными. С
другой стороны в суд подала лишь одна СРО; основная причина, как я уже
об этом говорил, заключается в том, что никакого практического урона в
своей деятельности от не включения в реестр СРО не несут. Но при этом
существуют риски того, что заказчики могут снять строительную компанию с
торгов, посчитав, что она имеет нелегитимный допуск СРО. В таком случае
этим займётся Федеральная антимонопольная служба.
- Аппаратом Правительства Российской Федерации 10 октября 2011 года в министерства и ведомства в рамках подготовки
ко второму чтению был разослан законопроект № 126184-5 «О внесении
изменений в Федеральный закон «О саморегулируемых организациях» и
отдельные законодательные акты Российской Федерации» для представления
замечаний и предложений. Документ вызвал резкую критику… есть ли в
законопроекте какие-либо положительные моменты?
- Положительные моменты есть, пожалуй, в любом
законопроекте, однако в данном случае негатив полностью и безраздельно
вытесняет позитив.
Напомню об основных новеллах, вводимых проектом № 126184-5.
Во-первых, ограничение на установление особенностей
правового регулирования саморегулируемых организаций. Так, проектом
исключается предусмотренная частью 2 статьи 6 Закона возможность
наделения СРО федеральным законом иными функциями. Принятие этих
изменений приведет к невозможности сохранения ныне существующей
разрешительной функции СРО в форме выдачи свидетельств о допуске на
осуществление деятельности в области строительства, проектирования и
инженерных изысканий.
Во-вторых, установление единого понятийного аппарата в
виде «стандартов деятельности» и требования в виде единого документа к
стандартам деятельности членов саморегулируемых организаций. Таким
образом, исключаются какие-либо упоминания о стандартах организации,
предусмотренных законодательством о техническом регулировании. Сегодня
принятие таких стандартов организации в качестве документов
обязательного применения для организаций-членов СРО и контроль за их
исполнением в соответствии с положениями главы 6.1 Градостроительного
кодекса Российской Федерации являются неотъемлемым элементом
деятельности СРО в сфере строительства.
В-третьих, установление единого перечня внутренних
документов саморегулируемых организаций различных сфер деятельности.
Введение такой нормы означает упразднение перечня документов,
предусмотренного главой 6.1 Градостроительного кодекса Российской
Федерации.
В-четвертых, определение требований к ведению реестра
членов саморегулируемой организации. При этом законопроект не описывает
механизм признания реестра членов саморегулируемой организации,
размещенного на официальном сайте саморегулируемой организации в сети
«Интернет», в качестве официального документа саморегулируемой
организации, используемого неограниченным кругом лиц.
Есть еще положения, определяющие деятельность
Национальных объединений саморегулируемых организаций. Так, например, к
исключительной компетенции общего собрания членов национального
объединения СРО относится избрание руководителя постоянно действующего
коллегиального органа управления саморегулируемой организации, досрочное
прекращение полномочий такого руководителя.
На наш взгляд, взгляд НОСТРОй, принятие законопроекта
в представленной редакции без внесения принципиальных изменений в
другие федеральные законы – в первую очередь – в Градостроительный
кодекс Российской Федерации – приведёт к коллизии норм в различных
федеральных законах, и как следствие, – к системному сбою и анархии в
различных системах саморегулирования.
- Кто автор законопроекта и каковы шансы его принятия?
- Автор известен – это Плескачевский, пока еще
председатель Комитета по собственности Госдумы. Что же касается принятия
законопроекта – это либо произойдет 23 ноября на последнем заедании ГД,
либо не произойдет никогда. Мы со своей стороны будем стараться
приложить все усилия, чтобы законопроект так и остался на бумаге.
|